Туристическое снаряжение от производителя - палатки, рюкзаки, спальные мешки.      Ваш город: ( ). Срок доставки: дней.

Каталог снаряжения
Новости

[01.03.2011 - Новый сезон - старые цены!]
Начался новый сезон 2011г., но наши цены по прежнему остаются на уровне 2009г. Торопитесь купить отличное снаряжение по выгодной цене! >>
[18.01.2010 - Снаряжение ОРИЕНТ в Димитровграде]
Теперь жители Димитровграда могут купить туристические палатки, рюкзаки и спальники нашего производства в магазине "Спортландия". >>
[01.07.2009 - Скидки на снаряжение]
До конца лета скидки на палатки, рюкзаки с спальные мешки - 10%! >>
[02.02.2009 - Изменение цен на снаряжение]
С 1 марта мы вынуждены повысить цены на выпускаемое снаряжение из-за повышения стоимости импортных материалов. >>
[27.08.2008 - Новый рюкзак на 80л]
В производство запущен новый рюкзак - Перевал-80. >>



 
Корзина покупок
Купить снаряжение
Кол-во: 0 ед. товара
Сумма:  0 руб.
Открыть корзину
Наши координаты
+7 (929) 79-000-97
пн-пт с 9 до 18
сб с 9 до 15
г. Ульяновск
пр-т ген. Тюленева , 4б
2 этаж
Выбор рюкзака. Энциклопедия "Потребителя".
автор - Сергей Чуксин

Рюкзак - основной инструмент туриста!

С развитием высоких технологий рынок туристического оборудования тоже начал преобразовываться. Уже давно сняты с производства брезентовые палатки, ватные спальные мешки, а рюкзаки типа "бочка" используют только дачники для переноски обильного урожая с огорода. Кстати, о рюкзаках сейчас и пойдет речь. Рюкзак - основная емкость туриста, где он хранит и носит все свои нехитрые пожитки и инвентарь. На данный момент в России имеется несколько основных производителей и поставщиков туристического оборудования, а также несколько магазинов, торгующих единичными экземплярами, сшитыми в домашних условиях туристами-энтузиастами. Эти последние образцы не будут рассматриваться, хотя надо отдать должное, что и среди данной продукции встречаются весьма неплохие образцы.

Производимая отечественными фирмами или продукция зарубежных производителей отличается от самостоятельно сшитой постоянством фасона, современными высококачественными материалами, высоким качеством обработки швов и водостойкими пропитками. Еще одним плюсом промышленно изготовленной продукции является то, что при ее создании учитывается опыт большого количества туристов, побывавших в самых разных ситуациях, а не одного конкретного человека, шьющего рюкзак, как правило, на основании своих личных впечатлений и под свои конкретные цели.

Мы будем рассматривать только линейки производимых разными фирмами рюкзаков, так как рассмотреть весь спектр моделей всех фирм не реально, да это и не нужно. Постараемся описать основные критерии выбора требуемого для ваших походов рюкзака, которые не будут носить характер наставлений, а уж выбирать на основании наших рекомендаций при покупке будете вы сами. Но прежде чем говорить о конструкциях и моделях рюкзаков, скажем несколько слов о материалах, из которых они шьются.

Из чего сшит рюкзак?

На данный момент абсолютно все рюкзаки шьются из синтетических тканей. Самыми распространенными среди них являются CORDURA и OXFORD, последний имеет еще одно название, широко известное в нашей стране - авизент. Отличие этих двух материалов состоит в том, что OXFORD мягче и легче, чем CORDURA, но при этом форма рюкзака, когда тот не заполнен вещами, становится произвольной. CORDURA не позволяет рюкзаку становиться бесформенным, а так же значительно более прочна, чем ее оппонент, но при этом справедливости ради отметим, что и более дорога.

Для увеличения прочности OXFORDа было предпринято армирование его структуры при помощи кевларовых нитей. Получившийся материал оказался легче и прочнее, чем CORDURA, но оказался совершенно непригодным для высокогорных восхождений или зимних походов. Дело еще в том, что CORDURA в силу своей структуры, напоминающей сетку, плохо скользит по снегу. Поэтому некоторые рюкзаки изготавливают из армированного кевларом OXFORDа, а места, которые наиболее вероятно при падении рюкзака окажутся в соприкосновении со снегом, изготавливают из CORDURA. Хотя, справедливости ради, отметим, что все фирмы, шьющие рюкзаки, стараются изготавливать их из сплошного полотнища - любой шов потенциально может разорваться в самый неподходящий момент. Но все материалы имеют свое применение. Кроме своей структуры, каждый материал характеризуется плотностью, так, например, CORDURA 500 в два раза менее плотная, чем CORDURA 1000, что говорит о меньшей прочности первого (но не в два раза). Точно также можно характеризовать и OXFORD, и любой другой материал.

Все остальные материалы (типа нейлон и т.п.), рюкзаки из которых можно встретить на прилавках магазинов, как правило, рассчитаны на небольшие нагрузки или на походы выходного дня. Теперь перейдем к описанию самих рюкзаков.

Каждому туристу свое!

По принятой на данный момент классификации все выпускаемые рюкзаки подразделяются на экспедиционные, треккинговые, рюкзаки для ски-туров (лыжные прогулки, горнолыжные виды спорта), штурмовые и городские.
Каждый из выше упомянутых типов рюкзаков предназначен для своих видов туризма. Нельзя говорить, что эти предназначение и разделения на виды строгие, но просто применение рюкзака другого типа может оказаться неудобным в некоторых условиях.

Как ясно из самого названия, экспедиционные рюкзаки предназначены для заброски туристических групп и экспедиций на начало маршрута, и поэтому рюкзаки данного типа имеют большой объем, практически лишены внешних дополнительных средств крепления туристического инвентаря. Экспедиционные рюкзаки уже в свою очередь подразделяются на рюкзаки со станком и на рюкзаки без станка, носящие название рюкзаков с анатомической подвесной системой.

Рюкзак: Станковый или анатомический?

Основным предназначением рюкзаков со станком является пеший туризм, спелеотуризм или водные походы - в этих походах приходится переносить большие грузы и более всего требуется жесткость конструкции. При этом туристы разных видов туризма используют удобства представляемые станком по-разному. Так, спелеологи навешивают на станок транспортные мешки, пешие туристы прикрепляют к раме один большой рюкзак, состоящий из большого количества карманов разной величины, туристы-водники крепят упаковку байдарки или катамарана, зачастую приделывая на станок еще и колеса, и получая, таким образом, импровизированную тележку. При использовании станкового рюкзака в каждом из видов туризма есть свои плюсы и минусы, но они определяются условиями похода. И сейчас хотелось бы сказать то, к чему мы еще не раз будем возвращаться во время нашего рассказа про рюкзаки, а именно: выбор той или иной модели, размера, внешней навесной и подвесной системы рюкзака определяется только условиями похода, и прежде чем купить рюкзак, подумайте для каких целей и условий он вам нужен!

А внутри-то что?

Теперь перейдем к более подробному описанию устройства рюкзака. Начнем это описание со станковых рюкзаков, но, сразу оговоримся, что многие вещи, описываемые здесь являются общими как для станковых рюкзаков, так и для рюкзаков с анатомической подвесной системой.

Станком называется рама, выполненная из металла (как правило - алюминий) или углепластика, и крепящаяся к рюкзаку со стороны плечевых ремней. Часто рама имеет продолжение под дно рюкзака, что придает ему дополнительную устойчивость при опускании на землю.

Между основным "телом" рюкзака и телом туриста должно проходить несколько полосок матерчатой сетки, натянутых на станок. Такая конструкция необходима для обеспечения вентиляции спины несущего груз человека. Следующим требованием к конструкции является необходимость наличия под дном рюкзака и на его крышке дополнительных средств крепления. Это поможет без лишних проблем решить проблему размещения таких крупноразмерных вещей как палатка и теплоизоляционный коврик, скрученный в рулон (например, палатка внизу, коврик наверху). При этом будет нелишним (но не обязательным) загиб станка под дно рюкзака - он будет дополнительно поддерживать палатку или любой другой предмет. Если присутствие данного загиба не столь обязательно, то наличие поясного ремня на рюкзаке следует признать необходимым. Этот предмет существенным образом облегчает работу туриста при подъеме и переноске тяжестей.

Больше - лучше?

Последней характеристикой каждого рюкзака, о которой стоит упомянуть, является его объем. Совершенно естественно, что чем больше этот показатель - тем больше вещей можно положить в рюкзак. Данный показатель является индивидуально подбираемым в зависимости от личных возможностей и необходимости. Производители указывают обычно максимальный объем рюкзака, выраженный в литрах. Максимальный объем рюкзаков сильно разнится в зависимости от того, где они были произведены - в России или за рубежом. Дело в том, что максимальный объем импортного рюкзака - примерно 100 литров, в то время как нашего 130-140. Это связано с тем, что иностранные туристы используют оборудование, которое, как правило, универсальнее, а, следовательно, его требуется меньше, чем нашего отечественного, отсюда и такие объемы. Так что, если у вас все легкое и компактное, и доставку крупногабаритного катамарана на место старта вам обеспечат, то рюкзак можно прикупить поменьше.

Вторым типом экспедиционных рюкзаков являются рюкзаки с анатомической подвесной системой. Данные рюкзаки используются там, где нет необходимости в жестком каркасе или он просто мешается - не влезает в узкую байдарку, например. Еще одной особенностью данного типа рюкзаков является гибкость конструкции, позволяющая равномерно изменять объем рюкзака - от максимального до некоторого минимального как при помощи боковых стяжек, так и просто заворачивая верхнюю часть рюкзака внутрь. Надо отметить, что и у рюкзаков с анатомической подвесной системой необходимым требованием является наличие поясного ремня, оборудованного пряжкой-самосбросом и регулируемого в зависимости от талии туриста и его роста. Да и вообще, все размеры рюкзака должны регулироваться под конкретного человека - ведь сшить универсальный рюкзак невозможно.

Многие фирмы в своих рюкзаках используют подвесную систему для подгонки плечевых ремней под каждого конкретного человека. В нескольких словах ее устройство можно описать следующим образом: фиксаторы, держащие подвесную систему, разблокируются, система вынимается из горизонтальных подвесных строп и переводится на уровень, соответствующий вашему росту, после чего снова фиксируется. Вертикальные направляющие дополнительно усиливаются вставками из легких металлов - алюминий, дюраль. Получившиеся утолщения на спинке рюкзака создают дополнительную вентиляцию спины.

Подвесная система

Надо сказать, что многие фирмы используют свои собственные оригинальные системы, схема изменения положения строп которых может отличаться от вышеописанной, а иногда и у одной фирмы их бывает несколько. Сразу скажем, что как ремень, так и плечевые ремни рюкзака в местах соприкосновения с телом туриста должны быть мягкими, то есть внутри них должен находиться некий упругий мягкий материал, который при движении должен играть роль амортизатора между телом туриста и рюкзаком, при этом не изменяя длины поясного или плечевого ремня. Обычно для этих целей используется полиэтиленовая и полиуретановая пена. Форма плечевых ремней должна быть выгнутой (S - образной) - такие ремни лучше ложатся на плечи и даже тяжело груженый рюкзак легче нести, потому что ремни не стремятся соскочить с плеч. Если же рюкзак не имеет таких изгибов, то обязательным следует признать наличие на плечевых ремнях на уровне груди застежки-карабина, который принудительно сводит вместе обе лямки. Такие нагрудные застежки-фиксаторы в последнее время ставятся на все рюкзаки без исключения. Заканчивая предварительные замечания по поводу основных деталей рюкзака, хотелось бы остановиться еще на одной вещи - это выполненные из углепластика пряжки и карабины.
Многие туристы до настоящего времени считают, что данный предмет должен быть металлическим, потому что на пряжку приходятся большие нагрузки. Да, сталь выдерживает большие напряжения, но и весит она немало, а в условиях, например, горного похода, когда каждый грамм учитывается, лишний груз будет только мешать и буквально чувствоваться, особенно к концу похода. Поэтому большинство производителей туристического снаряжения давно перешли на выпуск рюкзаков с углепластиковыми пряжками, которые способны выдерживать постоянную нагрузку в 200 кг. Вы когда-нибудь таскали такие тяжести на себе? Поэтому становиться ясно, что запаса прочности углепластиковых пряжек и карабинов вполне достаточно для любых походов.

Теперь перейдем к описанию других видов рюкзаков. Но прежде отметим, что все из того, что было сказано выше о конструктивных требованиях к рюкзакам справедливо и для этих видов рюкзаков. Еще одним предварительным замечанием будет то, что все рюкзаки описываемых ниже видов являются рюкзаками с анатомической подвесной системой.

А Вы знаете что такое "трекинг"?

Следующими в нашем описании будут треккинговые модели. Данные рюкзаки предназначены для походов в горах от одного базового лагеря к другому, вылазок в лес, на лыжах и т.п. Из предназначения этих рюкзаков следует, что на них уже появляются внешние средства крепления - для веревок, карабинов и т. п. в горном и спелеотуризме или просто под теплоизоляционный коврик и палатку в пешем туризме. Хотелось бы заметить, что по нашим оценкам, укладка коврика в виде "трубы" внутрь рюкзака для придания красивой формы "съедает" 11 литров объема. Поэтому, выбирая рюкзак, подумайте, как вы его будете укладывать, что вы будете укладывать, и в какие походы вы будете ходить.

Под внешними средствами крепления понимаются две вещи: во-первых, пластмассовые пластины с прорезями под стропы, и, во-вторых, разнообразные петли из строп, заранее пришитые на рюкзаке (используются под ледоруб, карабины, лыжи, веревки и т.п.). Объем рюкзака, по сравнению с экспедиционными собратьями значительно меньше - 60-80 литров.

Еще о чем стоит упомянуть в связи с объемом - это о появляющейся в рюкзаках данного вида внутренней перегородке, которая есть во всех треккинговых рюкзаках, и которая поможет туристу достать вещи, лежащие в нижней части рюкзака без излишних проблем - под данной перегородкой размещают еще один "вход" на молнии. Дело в том, что в станковых рюкзаках, используемых в пеших походах (и треккинговых, и экспедиционных), такая перегородка, разбивающая основное тело рюкзака на два, является весьма необходимой и, что самое главное, удобной вещью.

Полная подвесная система

Еще одним немаловажным моментом в каждом рюкзаке являются карманы. И если рюкзаки со станком, можно сказать, целиком состоят из карманов, то в анатомических рюкзаках карманы являются лишь небольшим дополнением. Как правило, карманы пришивают к рюкзаку со стороны, противоположной подвесной системе, и туристы, не задумываясь, напихивают в них не самые легкие вещи. Но такое расположение кармана с увесистыми предметами ведет к нарушению центровки рюкзака и, как следствие, к увеличению нагрузки на плечи и мышцы туриста. Это особенно существенно в горном и пешем туризме, где приходится нести большие рюкзаки на большие расстояния, при этом еще поднимаясь вверх. Поэтому идеальным следует признать расположение карманов по бокам рюкзака с равным по массе их наполнением. Для многих рюкзаков такие боковые карманы просто пристегиваются в случае необходимости, увеличивая при этом общий объем. Если же карман все же находится сзади и боковых карманов не пристегнуть, то при укладке постарайтесь положить в этот единственный карман самые легкие вещи - ложку, зубную щетку и т.п. Пристегивающиеся карманы часто можно приобрести отдельно, а иногда они продаются вместе с рюкзаком. Еще один карман располагают в клапане, закрывающем рюкзак сверху. Такое расположение весьма удобно для расположения часто требуемой ерунды - не надо нагибаться и все под рукой.

Идешь на лыжню - бери рюкзак!

Следующими в нашем рассмотрении будут рюкзаки для ски-тура и штурмовые. Эти рюкзаки уже носят узко специализированный характер. Скитуровские рюкзаки, как писалось выше, предназначены для одно-двухдневных прогулок на лыжах, занятий сноубордом или горными лыжами. Эти рюкзаки имеют широкое сервисное оснащение, предназначенное для обеспечения комфорта туриста в любой ситуации, возникающей во время занятий данным спортом. При этом внутри данного вида рюкзаков существует свое подразделение на рюкзаки для сноуборда, для горных и равнинных лыж. Такое разделение продиктовано разными способами крепления инвентаря на внешней системе креплений рюкзака. Опишем характерные черты рюкзаков данного вида.

Во-первых, у всех рюкзаков данного типа имеется поясной ремень. Во-вторых, рюкзаки имеют небольшой объем - примерно 20-40 литров, иногда разделены на два независимых отделения. В-третьих, рюкзаки оборудуются специальными карманами под лыжные палки. В некоторых моделях предусмотрена подача воды туристу из фляжки, размещенной в специальном внутреннем кармане рюкзака, по "водопроводу", проходящему по одному из плечевых ремней. Надо сказать, что рюкзаки данного вида богато оснащены разными карманами - карман для ключей, карман для вещей первой необходимости и т.п. Все эти карманы подробно разрисовываются и разъясняются в инструкции-ярлычке, прилагаемой к рюкзаку. Еще одной вещью, необходимой в рюкзаках данного типа, является наличие сетки или любого другого устройства, крепящегося на рюкзаке со стороны подвесной системы и позволяющей вентилировать спину туриста.

Вперед, на штурм!

Схожими со скитуровскими рюкзаками особенностями обладают штурмовые рюкзаки. Предназначением данных рюкзаков является именно штурм вершин и самых трудных участков маршрута, где трудно или не нужно тащить с собой весь инвентарь. С этими рюкзаками туристы выходят из последнего перед вершиной базового лагеря поднимаются на вершину и спускаются вниз. Еще одним применением штурмовых рюкзаков, как это ни странно, является использование их туристами-водниками в качестве прогулочных емкостей при исследовании окрестностей на стоянках. Естественно, что объем таких рюкзаков не очень велик, имеется обширная внешняя навесная система, поясной ремень. Вот, наверное, и все чем обладает "штурмовики".

С рюкзаком - в город!

Ну и остался самый большой и самый распространенный вид рюкзаков - городские рюкзаки. Так как к данным рюкзакам нет жестких требований на оснащенность средствами внешней навески и изготовление из какого-то определенного материала, и поэтому нам трудно советовать здесь что-либо в силу различия вкусов, финансовых средств и громаднейшего разнообразия выпускаемых моделей. Единственное, что хотелось бы посоветовать при покупке городского рюкзака - это то, что не стоит покупать штурмовой или ски-туровский рюкзачок для городского применения. Дело в том, что внешняя навесная система данных видов рюкзаков постоянно будет мешать перемещению по городу, например, в транспорте, постоянно цепляясь петлями или другими средствами крепления за поручни, людей, кресла.

<< В оглавление